Главная | Отдых в Египте | История Египта | Фотогафии
  • География
  • История
  • Хронология
  • Мифология
  • Боги Египта
  • Достопримечательности
  • Традиии
  • Фото Египта
  • Отдых в Египте
  • Вы находитесь на сайте про Египет. Сайт создан с целью расказать о Египте, его культуре, истории, достопримечательностях. Мы не занимаемся продажей туров в Египет.

    Алфавитный определитель животных - "животные на букву г".

    Мифология

    Поэтика древнеегипетской мифологии, в отличие от античной, чужда миро-восприятию человека, воспитанного на европейской культуре из-за ее алогичности: противоречивость мешает систематизировать материал с целью если не объяснить, то хотя бы классифицировать разрозненные факты. В религии Египта долгое время не существовало ни обязательных догматов, ни догматов, отрицавшихся как "ересь". В каждом номе (административном округе) страны вырабатывались собственные версии одних и тех же сказаний. Легенды влияли друг на друга, в результате чего боги меняли свою иконографию, роли, отождествлялись между собой из-за сходства в облике, идентичности функций, созвучия имен, либо образ божества распадался на ипостаси. Основной причиной отождествления богов друг с другом являлось стрем-ление жрецов провинции придать культу своего божества большую значимость в государственной религии.
    В египетской мифологии над рациональностью доминирует поэтичность, что выражается в ее большей символичности, по сравнению с мифологией Античного мира. В мифах преобладают философские рассуждения богов и величественные мо-нологи. Главное содержание составляют не события, а философский подтекст, стоящий за ними. Мифы египтян, как и мифы других народов, символически пере-дают представления о законах природы и смысле жизни, но иными способами. Мо-нументальный, статичный миф Древнего Египта, в отличие от эллинского, воспе-вающего возможности человека, зовет человека слиться с природой, принять заве-денный мудрый порядок, подчиниться ему и не пытаться что-либо изменить, ибо любые перемены будут только к худшему. В древнеегипетской мифологии героев, подобных Гераклу, нет ни среди людей, ни среди богов. Египетский миф прославля-ет не воинскую доблесть, а творца, созидателя, хранителя и защитника стабильности в мире.
    Господство богов в большинстве случаев зависело от веры правящего фарао-на, но определенной иерархии не было - иногда боги правили совместно. Египетские боги, в отличие от олимпийских, не имели строго определенных функций. Наряду с богами, аналоги которых существуют в античной мифологии, в религии египтян существовало множество абстракций - Ху, Сиа, Сихем, Хех ("воля", "разум", "энер-гия", "вечность"), Хор Хекенский (олицетворение одной из фаз суточного движения Солнца), некоторые боги являлись воплощениями воли других богов, воплощения-ми законов. Другое отличие египетских богов от олимпийских в том, что они в меньшей степени заняты какой бы то ни было деятельностью и почти никогда не вмешиваются в людские споры.
    Египетская мифология начала формироваться в 6 — 4-м тыс. до н.э., задолго до возникновения классового общества. В каждой области (номе) складывается свой пантеон и культ богов, воплощенный в небес¬ных светилах, камнях, деревьях, зверях, птицах, змеях. Сам ном также персонифицирован в образе особого божества; на-пример, богиней Гермопольского нома считалась Унут, почитавшаяся в образе зай-ца. Позднее местные божества обычно группировались в виде триады во главе с бо¬гом — демиургом, покрови¬телем нома, вокруг которого создавались циклы мифиче-ских ска¬заний (например,  фиванская триада — бог солнца Амон, его жена Мут — богиня неба, их сын Хонсу — бог луны; мемфисская — Птах, его жена Сехмет — богиня войны, их сын Нефертум — бог растительности, и др.). Женские божества, как прави¬ло, имели функции богини-матери   (особенно   Мут, Исида).   Небесный  свод обычно представлялся в виде коровы с телом, покрытым звездами, но иногда его олицетворяли в образе женщи¬ны-богини Нут, которая, изо¬гнувшись дугой, кон-цами пальцев рук и ног касается земли.
    Характекрнейшей чертой Египетской мифологии являлись обожествлением животных, воз¬никшее в древнейшие времена и особенно усилившиеся в позд¬ние пе-риоды истории Египта. Воплощенные в животных божест¬ва первоначально, как правило, считались покровителями охо¬ты, с приручением животных некоторые ста-ли божествами скотоводов. К числу наиболее почитаемых животных — воплощений различных божеств относились бык (Апис, Мневис, Бухис, Бата) и корова (Хатор, Исида), баран (Амон и Хнум), змея, крокодил (Себек), кошка (Баст), лев (воплоще¬ние многих богов: Тефнут, Сехмет, Хатор и др.), шакал (Анубис), сокол (Гор), ибис (Тот; прилет ибиса-Тота в Еги¬пет связывали с разливами Нила) и др. Позднее про-исходила антропоморфизация пантеона, однако зооморфные черты в облике бо-жеств не были полностью вытеснены и обычно сочетались с антропоморфными. Например, Баст изображалась в виде женщины с кошачьей  головой, Тот — в виде человека с головой ибиса и т.д.
    Боги в образах быков и коров почитались во многих номах. Один демотиче-ский папирус сохранил запись мифа о том, что сначала все боги и богини были бы-ками и коровами с шерстью различного цвета. Потом, по велению верховного бога, все быки воплотились в одного черного быка, а все коровы — в одну черную коро-ву. Культ быка, в глубокой древности связанный, вероятно, с почитанием вождя племени, с возникновением древне-египетского государства стали сближаться с культом фа¬раона.
    С древне-египетского государства мифическое представления видоизме¬нялись. Культы многочисленных местных божеств сохраняли свое значение, но по-читание некоторых из них распространялись за пределы отдельных номов и даже приобрело общеегипетское значение. С утверждением V династии Др. царства, про-ис¬ходившей из г. Гелиополя, центра почитания Ра, он стал главным божеством Египта. В эпоху Среднего царства и особенно со времени правления ХVIII (Фиван-ской) династии Нового царст¬ва в качестве главного бога утверждается древний бог солнца — фиванский Амон (фараоны Среднего и Нового царств происхо¬дили из Фив). Осирис как бог мертвых вытесняет с конца 3-го тыс. до н.э. древнего бога — покровителя умерших Анубиса — вечно снующего по кладбищу шакала (превра-тившегося в бога — хранителя некрополя и защитника Осириса в посвященных ему мистериях), а также абидосского бога мертвых Хентиаменти, восприняв эпитет «первый на Западе» (т.е. «Первый из мертвых»). Возвышение новых религиозных и политических центров, развитие богословской мысли сопро¬вождалось процессом слияния, синкретизации богов. Например, с Амоном отожд. Ра, Монту, Птах, Гор, с Ра — Атум, Гор, Амон, Осирис, Птах и т.д.
    Наиболее значительные циклы мифов Древнего Египта — это мифы о сотво-рении мира, о солнечных божествах и об Осирисе. Изначально считалось, мир пред-ставлял собой хаос, первозданную пучи¬ну вод — Нун. Из хаоса вышли боги, соз-давшие землю, небо, людей, животных и расте¬ния. Первым богом было солнце, вы-ступающее обыч¬но в роли демиурга. В одном из мифов  говориться, что из вод вы-шел холм, на котором распустился цветок лотоса, а оттуда появилось дитя (солнце — Ра), «осветившее землю, пребывавшую во мраке». В древних мифах появление солнца связывается с яйцом, снесенным на поднявшемся из хаоса холме птицей «ве-ликий Го¬готун». Существовал миф, согласно которому солнце было рождено в виде теленка ог¬ромной коровой — небом. (О Ра, «золотом теленке, рожденном небом», гово¬рится в «Текстах пирамид»). Наряду с этим существова¬ли представления о бо-гине не¬ба — женщине, которая утром рождает солнце, вечером про¬глатывает — в результате наступает ночь — и следующим утром вновь рождает его.
    В некоторых мифах прародите¬лями выступают мужские божества. В гелио-польском мифе бог Атум, отожд. с солнцем — Ра, появившегося из хаоса — Нуна («создавший сам себя»), сам себя оплодотворил, проглотив собственное семя, и ро-дил, выплюнув изо рта, первых богов: пару Шу и Тефнут (бога воздуха и богиню влаги). Те в свою очередь произвели вторую пару: бога земли Геба и богиню неба Нут, у которых родились Исида и Нефтида, Осирис и Сет. Эти боги составляют зна-менитую гелиопольскую «девятку» — эннеаду, почитавшуюся во всем Египте и не-изменно присутствующую в религиозных текстах.  Боги эннеады считались первы-ми царями Египта. В мемском мифе о сотворении мира, относящегося к Древнему царству, демиур¬гом выступает местный бог Птах. В отличие от Атума, Птах, соз-давший первых восьмерых богов, предваритель¬но задумал творение в своем сердце (сердце — «седалище мысли») и назвал их имена своим языком (Птах творил «язы-ком и сердцем», т.е. мыслью и словом). Таким же образом он создал и весь мир: землю и небо, людей, живот¬ных, растения, города, храмы, ремесла и искусства, уч-редил культы богов. В этом мифе Птах наделен всеми атрибута¬ми царя.
    По древним мифам люди возникли из слез Ра или были вылеплены на гончар-ном круге Хнумом. С мифами о сотворении мира тесно связаны мифы о солнечных богах. Солярные мифы отражают две группы представле¬ний: о смене времен года (более древние) и о борьбе солнца с мраком и злом, олицетворенных в образах чу-довищ и различных страшных животных, особенно змей. С прекращением прино-сящего засуху знойного ветра пустыни хамсина и оживлением растительности свя-зан миф о возвращении солнечного ока — дочери Ра Тефнут. Тефнут (иногда назы-вают также Хатор), поссорившись с Ра, царствовавшим в Египте, в образе львицы удалилась в Нубию, в области Бугем (по-видимому, в представлении египтян, ее уход вызывал наступление засухи). Чтобы она вернулась в Египет, Ра посылает за ней в Нубию Шу и Тота, принявших образ павианов. Они должны вернуть Тефнут к отцу, завлекая ее пением и танцами. В более раннем варианте мифа ее заманивает в Египет бог охоты Онурис. Вернувшись, Тефнут вступает в брак со своим братом Шу, что предвещает рождение природой новых богатых плодов. Праздник возвра-щения любимой дочери Ра отмечался и в исторический период. В египетских кален-дарях он называется «днем виноградной лозы и полноты Нила». Население Египта встречало богиню песнями и пляс¬ками. «Дендера залита хмельным питьем, пре-красным ви¬ном... Фивы исполнены ликования, и весь Египет радуется... Идет Хатор к своему дому... О как сладостно, когда она приходит!», — говорится в гимне.
    В наиболее знойное время года солнце, считалось, распаля¬ется гневом на лю-дей. С этим представлением связан миф о наказании людей за их грехи по приказа-нию Ра. Когда Ра состарился («его кости стали из серебра, его плоть го золота, воло-сы из чистой ляпис-лазури»), люди перестали почитать бога-царя и даже «замысли-ли против него злые дела». Тогда Ра собрал совет старейших богов во главе с праро-дителем Нуном (или Атумом), на котором было решено наказать лю¬дей. На них на-пустили солнечное око, любимую дочь Ра, назы¬ваемую в мифе Сехмет или Хатор. Богиня в образе львицы стала убивать и пожирать людей, их истребление приняло такие размеры, что Ра решил остановить ее. Однако богиня, опьяненная вкусом кро-ви, не унималась. Тогда хитростью ее напоили красным пивом, и она, опьянев, ус-нула и забыла о мести. Ра же, провозгласив своим заместителем на земле Геба, под-нялся на спину небесной коровы и оттуда продол¬жал править миром.
    С периодом, когда жар солнца слабеет, связан миф, в котором Ра жалит змея, насланная Исидой, пожелавшей узнать его сокровенное имя (египтяне верили, что знание имени дает власть над его носителем). Исцелить Ра может только Исида, «великая чарами», «госпожа волхований», которая знает заговор против укуса змеи. В награду она требует от Ра назвать ей свое тайное имя. Ра выполняет условие, и Исида исцеляет его.
    Одним из наиболее ярких и полно сохранившихся мифов о борьбе солнца с врагами является миф о Горе Бехдетском. Гор Бехдетский,  считавшийся сыном Ра, сам почитался как солнечное божество, воплощённое в образе сокола. В этом мифе Гор высту¬пает не только как сын Ра, но и как сам Ра, сливаясь с ним в одно синкре-тическое божество Ра-Гарахути (Гарахути озна¬чает «Гор обоих горизонтов»). Миф повествует о том, как Гор, сопровождая ладью Ра, плывущую по Нилу, побежда¬ет всех врагов великого бога, превратившись в крокодилов и гиппопотамов. Гор — сын Исиды присоединяется к Гору Бехдстскому, и они вместе преследуют бегущих вра-гов. Уничтожа¬ется и предводитель врагов Сет, олицетворяющий всех чу¬довищ.
    Третий, основной, цикл мифов Древнего Египта связан с Осири¬сом. Культ Осириса связан с распространением земледелия в Египте. Он бог производит, сил природы (в «Книге мертвых» назван зерном, в «Текстах пирамид» — богом виноградной лозы), увядающей и воскресающей растительности. Так, Сев счи¬тался похоронами зерна — Осириса, появления всходов вос¬принималось как его возрождение, а срезание ко-лосьев во время жатвы — как умерщвление бога. Эти функции Осириса отразились в чрезвычайно распространенном сказании, описывающем его смерть и возрожде-ние. Осириса, счастливо царствовавшего в Египте, коварно убил его младший брат, злой Сет. Сестры Осириса Исида (в то же время являясь его женой) и Нефтида долго ищут тело убитого, а найдя, оплакивают. Исида зачи¬нает от мертвого мужа сына Гора. Возмужав. Гор вступает в борьбу с Сетом, на суде богов он с помощью Исиды добивается признания себя единственным правомочным наслед¬ником Осириса. По-бедив Сета, Гор воскрешает отца. Одна¬ко Осирис, не желая оставаться на земле, становится царем загробного мира и верховным судьей над умершими. Трон Осири-са на земле переходит к Гору. (В древнем варианте мифа воскрешение Осириса свя-зывается с ежегодными разливами Нила, которые объясняются тем, что Исида, оп-лакивающая Осириса, после «ночи слез» наполняет реку своими слезами.)

    Египетская жизнь, 2006 год.